Андрей Солвер, 14 февраля 2025 года.
Илон Маск и Питер Диамандис говорят о крупнейшей в истории премии за метод и технологию удаления CO2.
Это происходит во Флориде 22 апреля 2021 года.
Я не знаю точного места во Флориде, где было снято это видео, но я точно знаю, что находится под ногами этих джентльменов.
На глубине 42 фута (12,8 метра) находится известняк, CaCO3 или карбонат кальция.
Решение главной глобальной проблемы находится буквально у них под ногами.
Давайте углубимся в суть вопроса.
Флорида неоднократно оказывалась на дне океана. Например, во времена парникового состояния Земли, 100-80 миллионов лет назад, место, где люди сейчас говорят об углекислом газе, находилось под водой. Примерно на 300 метров ниже поверхности океана, уровень которого был высоким из-за отсутствия полярных ледяных шапок. В атмосфере было в 10 раз больше CO2 – около 3900 частей на миллион. Земля переживала период высокой вулканической активности, американские континенты отделились от Африки и дрейфовали в сторону, открывая и расширяя Атлантический океан.
Уровень океана колебался, суша то появлялась, то исчезала под морской водой. В период миоцена уровень моря поднимался 22, 17 и 10 миллионов лет назад на 100 метров выше, чем сегодня. Медленное движение земной коры и повышение уровня воды привели к образованию морских отложений на мелководье. Флоридские известняки – это отложения морских организмов, вырабатывающих кальцит: кораллов, ракушек и одноклеточных фораминифер. За миллионы лет накопились отложения толщиной в несколько километров и образовали Флоридскую карбонатную платформу.
Средняя высота Флориды над уровнем моря составляет 30 метров, а, например, Майами – всего 4 метра. Если говорить о толщине некарбонатных пород или о почве, то речь идет о сантиметрах. Цветущий полуостров представляет собой тонкую пленку жизни на вершине огромной горы известняка, CaCO3, простирающейся на глубину до 11 километров. Это результат удаления CO2 из атмосферы за последние 170 миллионов лет.
Мелководья платформ из-за регулярного образования карбонатных минеральных отложений в океанологии называются "карбонатными фабриками".
Исследования показывают, что на этих фабриках основным двигателем является соль.
При относительно постоянной температуре поверхности, составляющей около 28°C, из-за испарения соленость увеличивается со среднемирового значения в 35‰ (частей на тысячу) до 41-43‰. Чем выше соленость, тем больше ионная сила раствора — показатель напряженности электрического поля, создаваемого ионами в растворе. Согласно химической термодинамике, это влияет на константы растворимости карбонатов, заставляя их выпадать в осадок из морской воды. Эта сила заставляет морские организмы связывать карбонат-ионы в нерастворимые минералы: скелеты и раковины. А в жаркий период, когда соленость превышает 41‰, возможно прямое химическое осаждение арагонита, полиморфа CaCO3, который затем перекристаллизовывается в кальцит. Это явление называется "белением", "whitening" — самопроизвольным абиотическим образованием минеральной взвеси в морской воде.
Производительность местных карбонатных фабрик очень высока. Так, количество осадков карбонатов на соседней Багамской платформе составляет в среднем 0,6 кг на квадратный метр в год, а на краю платформы у Флоридского пролива достигает 1,2 кг/м2/год CaCO3 или, если пересчитывать по массе углекислого газа, 0,5 кг CO2/м2/год.
Этот углеродный насос способен откачать весь CO2 из атмосферного столба над ним (0.4 kg/m2) менее чем за 1 год.
Это настоящие "белые дыры", которые поглощают углерод из атмосферы и океана.
Поскольку соль инициирует и ускоряет осаждение карбонатных ионов из морской воды, ее недостаток, соответственно, замедляет работу этих карбонатных фабрик. Глобальное потепление, таяние ледников и полярных шапок приводят к опреснению поверхностных вод. Термодинамическая взаимосвязь солености и уровня рН воды приводит к так называемому "закислению океана", снижению продуктивности фораминифер и обесцвечиванию кораллов.
Это происходит на поверхности. На дне Мексиканского или теперь Американского залива картина совершенно иная: там есть донные гиперсоленые озера с соленостью в 7-8 раз выше средней. Под донными известняками залегают слои крепких рассолов, а еще глубже – массивные пласты каменной соли толщиной в несколько километров.
Чтобы разобраться в этом, давайте заглянем глубже во времени, к началу.
Тектонические подвижки земной коры привели к образованию гигантских залежей соли в Мексиканском соляном бассейне, втором по величине в мире.
Чтобы ознакомиться с глобальной картиной соли, ее залежами и добычей, пожалуйста, смотрите Соль Земли.
Каменная соль имеет меньшую плотность (2,2 т/м3), чем породы над ней (2,6–2,8 т/м3), на глубине нескольких километров и при высоком давлении она становится очень текучей, проникает сквозь вышележащие слои, образует диапиры и соляные купола, salt domes.
Слой материнской соли представляет собой почти сплошное покрытие толщиной около 1-1,5 км, из которого со скоростью 1-2 мм в год растут к поверхности диапиры и соляные купола. Площадь этих соляных тел колеблется от нескольких до нескольких десятков километров. Вертикальные размеры: 3-5 км соли в континентальной части и до 10 км в глубоководных районах залива.
Большинство соляных тел расположено на глубине более 2 км, но есть соляные купола, которые выходят к поверхности. В континентальной западной части штата Флорида два купола находятся на глубине 250 м от поверхности, а в Миссисипи, Луизиане и Техасе есть несколько куполов, которые достигают дневной поверхности .
Добыча соли в этих регионах США составляет около 10 миллионов тонн каменной соли в год.
Каменная соль в основном используется для борьбы с гололедом на дорогах. Конечная цена на рынке США составляет 40-60 долларов за тонну.
Соль для животноводства, химической и пищевой промышленности добывается в основном жидкостным способом – рассольной добычей, путем бурения скважин, закачки в них воды, откачки рассола и выпаривания как в открытых бассейнах, так и в вакуумных поддонах. Во мире майнинг рассолов может превышать добычу сухой соли.
Также хорошо развиты технологии создания и эксплуатации подземных соляных каверн для хранения нефти и газа. Так стратегический нефтяной резерв США (SPR) находится в таких подземных хранилищах в соляных куполах на побережье теперь уже Американского залива.
Также для наших целей в качестве источников соли могут быть использованы несколько затопленных соляных шахт. За прошедшие годы концентрация соли в воде достигла максимальной концентрации 35,9 %, и при правильной эксплуатации эти шахты могут стать долгосрочным источником рассола , содержащего 1/3 соли.
На рисунке показана схема прямого химического удаления карбонат-ионов. При температуре около 28°C критическое превышение ионной силы немедленно приводит к образованию твердых осадков. Однако также могут быть осуществимы более мягкие и долгосрочные методы, ориентированные на биологические катализаторы (карбоангидразу) микробиоты, фиксирующей кальцит (фораминиферы и кокколитофориды, основные поглотители углерода на Земле).
Для того чтобы повысить соленость 2-метровой поверхности морской воды на 4 ‰ и вызвать выпадение минеральных осадков, необходимо 8000 тонн соли на 1 квадратный километр. Например, два балкера среднего класса (Handymax) вместимостью по 50 000 тонн каждый смогут удалить растворенный CO2 на площади 12.5 км2.
Общая масса осажденного CaCO3 зависит от многих факторов конкретного местоположения и может быть рассчитана путем математического моделирования химической кинетики с течением времени. Для непосредственного "whitening" требуется время в секундах и минутах, а для усиления "фораминиферового кальцитового дождя" – месяцы и годы. Согласно "багамской модели", на 1 км2 образуется в среднем около 600 тонн CaCO3 в год.
Следует понимать, что соль никуда не исчезает и продолжает свою работу в процессе диффузии. Термодинамические расчеты показывают, что потенциал осаждения карбоната кальция, Calcium Сarbonate Precipitation Potential, CCPP, не зависит от степени растворения. Независимо от того, насколько велик мировой океан и насколько незначительны воздействия на него, все имеет измеряемые значения. Результирующим коэффициентом для соотношения соль/CO2 является время. В представленной схеме эквивалентность наступает через 8000/(600x0,44 молярная масса CO2) = 30,3 года.
Соль является причиной образования нефти. Полная непроницаемость соляных пластов создает ловушки для нефти и газа, а текучесть при высоких давлениях приводит к разрывам в пластах, к тектоническим сдвигам, которые способствуют движению органического вещества и образованию подземных резервуаров нефти и газа.
Из более чем 6000 нефтяных скважин, пробуренных на шельфе Американского залива, большинство наталкивались на соль. Их можно рассматривать в качестве источников крепких рассолов.
Сегодня себестоимость добычи каменной соли в мире находится в диапазоне 10-30 долларов за тонну. Стоимость соли в виде рассола не определена из-за отсутствия спроса и практического применения. При цене 80 долларов за баррель 1 тонна сырой нефти стоит около $575, а при ее сжигании образуется примерно 3,67 тонны CO2.
На тридцатилетнем горизонте стоимость соли для утилизации CO2 составит $20 x 3.67 = $73.4 или около 12,7% от нефти, что, на мой взгляд, вполне приемлемо для "индульгенции", компенсаци за выбросы CO2.
Для добычи соли нет необходимости бурить скважины. В Американском заливе, у подножия Техасско-Луизианского склона, есть несколько гиперсоленых озер, из которых Orca (27°10N 91°30W) является самым крупным и наиболее изученным .
Любое судно, способное опустить шланг на глубину 2500 метров, может стать добытчиком соли.
При 1/4 содержания соли в рассоле придется перемещать три четверти балластной воды. Однако этот недостаток может быть компенсирован удобным расположением резервуара. Центральная часть Американского залива является источником и усилителем ураганов. Пресная вода из реки Миссисипи легче соленой и растекается по поверхности залива. В то время как с юга поступает теплая вода. Сочетание высокой температуры и низкой солености, согласно закону Рауля, образует своеобразный "котел" с высоким испарением, с образованием восходящих потоков влажного воздуха, которые инициируют и усиливают ураганы.
Пожалуйста, посмотрите, как мы планируем избавить побережье от этого стихийного бедствия, как мы будем отменять ураганы.
Где эта технология применима? На отложение карбонатов влияют температура и соленость, причем соленость оказывает большее влияние. Для непосредственного "whitening" необходимо сочетание высоких температур от 28°C и выше (оранжево-красный цвет) и высокой солености более 37 ‰ – бледно-белый цвет на карте.
На картах показаны средние значения, которые летом выше. В северном полушарии красная полоса смещается вверх. И, например, в жаркий сезон в Средиземном море вполне возможен искусственный"whitening", учитывая высокую соленость моря (38 ‰), и что не очевидно из карты средних температур (Средиземное море только желтого цвета).
Оранжевый и красный цвета на температурной карте Средиземного моря показывают, что летом "whitening" возможен у берегов Испании, Италии, Греции, Турции, и особенно у берегов стран Африки и Ближнего Востока. Где значения температуры и солености таковы, что для инициирования химических реакций осаждения карбонатов требуется очень малое увеличение солености всего на 1 ‰. А в теплых и соленых Красном море и Персидском заливе в жаркое время года "whitening" происходит спонтанно, без какого-либо внешнего воздействия, а их донные отложения на 95% состоят из карбоната кальция, CaCO3, удаленного углерода.
Мы принимаем участие в финале XPRIZE Carbon Removal. Вот основные цели и правила этого конкурса.
"Я ищу ответы за сто миллионов долларов, которые помогут изменить ход человеческой истории и исцелить нашу планету". |
![]() |
“Вы должны продемонстрировать, что ваша методология позволит каким- то образом удерживать CO2 по крайней мере в течение 100 лет”. |
![]() |
”Команда-победитель должна доказать нашим судьям, что их подход действительно может быть масштабирован до гигатонного уровня”. |
![]() |
“Они должны реально создать что-то, что работает, и продемонстрировать что-то, что может извлекать 1000 тонн углерода в год, килотонну углерода в год в качестве демонстрационной модели”. |
![]() |